Петрозаводчанка Оля Филимонова стала инженером в НАСА и приняла участие в миссии по запуску американского марсохода Perseverance (с английского слово переводится как «настойчивость», «упорство»).
Оля призналась, что всегда любила математику и после школы пыталась поступить на матфак СПбГУ, но провалила вступительные. Тогда она решила остаться в Петрозаводске и пойти на филфак ПетрГУ, думала «как так, что все подружки пойдут в универ после школы, а я буду год пропускать». При этом Оля с раннего детства мечтала полететь в космос – рассматривала звезды, надеясь увидеть спутники. Но особых планов на этот счет не строила. Об Америке девушка задумалась ближе к окончанию вуза, но и тогда цели были более земными.
На пятом курсе универа решили с девчонками подать заявку на Au pair program, чтобы поехать на год в США и поучить английский, работая няней в американской семье. Мало кому выдавали визы, но вот мне и еще одной моей подружке повезло и нам визы дали.
Оля собиралась съездить всего на год, к тому же она с детства очень самостоятельная – родные были спокойны и даже не пытались отговаривать. Так вышло, что девушка осталась в США, но каждый год ездила домой проведать семью. Оля обеспечивала себя сама – перепробовала множество работ и поняла, что надо идти учиться.
И тут я вспомнила о своей детской мечте полететь в космос. Реалистически обдумав, я решила, что самое близкое к мечте, что я могу осилить, это стать aerospace engineer (инженер, работающий в области авиационно-космической техники, - прим. ред.). В Америке очень хорошо, что можно начать с нуля в любом возрасте. Так я и сделала, начала практически с нуля классы математики и физики сначала в Community College (прим. – общественный колледж). Я также нашла работу в этом колледже и практически стала жить там, так как приходила в 8 утра и уходила в 9 вечера. Потом я перевелась на 3-ий курс в University of California Los Angeles (UCLA), и там начались настоящие классы про aerospace engineering. Я получила бакалавра в UCLA за два года и поступила на мастера. Пока я была в университете, я получила internship (прим. – интернатура, стажировка) в JPL (Jet Propulsion Laboratory) через моего профессора в UCLA.
Пока Оля была интерном, она работала с ионными двигателями. Девушка продолжала стучаться во все двери, и это дало результат.
Меня все-таки наняли работать с марсоходом Perseverance (проект назывался Mars 2020). Моя роль в проекте была mass properties engineer – это собирать и знать вес, гравитационный центр и инерцию каждого компонента на Spacecraft (прим. – космический корабль). Очень много аналитической работы входит сюда, так как система управления модуля и многое другое зависит от массовых характеристик. Я также спроектировала и доставила balance masses (прим. – устройство для балансировки массы), которые даже видно на фотографиях марсохода с Марса.
Завершительной частью проекта была поездка на Мыс Канаверал (место запуска космических кораблей США). Там предстояло провести несколько тестов – измерять гравитационный центр и инерцию на космическом корабле. Требовалось на полгода перебраться во Флориду, поэтому Оля отказалась. К тому моменту у нее было двое маленьких детей. Заканчивать работу отправили другого инженера, а Оля занялась другим проектом. Он называется Europa Clipper.
- Мы отправляем космический корабль на Европу, Луну Юпитера. У меня роль сейчас такая же как на марсоходе, но дополнительно у меня много других ролей, в основном все как инженер-механик, – рассказал Оля.